Попытка суммировать ощущения…

О непосредственной связи музыки с государственной политикой и эмбриогенезом    

kabaretМузыка — невероятно мощное оружие. Музыка — это непосредственное отражение космических ритмов в звуковых волнах. Особенно сильное влияние на человеческий ум музыка оказывает в сочетании с правильными словами. Песня, правильно и своевременно исполненная, способна поднять на баррикады или же, наоборот, утихомирить разбушевавшееся людское море. Примеров этому очень много. Из наиболее ярких иллюстраций приведу ссылку на отрывок из моего любимого фильма всех времен — «Кабаре», реж. Боб Фосс, 1972 год. 


Песенка назывется «Tomorrow belongs to me» (Завтра принадлежит мне).
Видеоряд сам по себе достоин отдельной диссертации. Все эти лица — разных возрастов, эти дети, страстно поющие во всю глотку, эти взрослые, вступающие в общий хор, и, особенно, этот старик, которому скоро в могилу, и который очень, очень сомневается в том, что завтра принадлежит ему, а потому просто сидит и хмуро пьет свое пиво… 

На мой взгляд, эти три минуты — самое сильное место фильма. Это ключ к пониманию того, что произошло в Германии в 30-е годы уже прошедшего XX века. 

Та же «песенная атака» была и в Советском Союзе. Мой любимый писатель Фазиль Искандер написал гениальную фразу — «Тот подлец, кто не любил в юности революционных песен». Но слова эти вовсе не означают, что сегодня посредством песен необходимо рвать людей на баррикады. Все это уже было во всех вариантах в веке двадцатом. Аллес геммахт, хватит! 

Но. Но. Но… 
Не пересматривая кино, прослушав еще раз саундтрек к фильму, я не могла наслушаться, я включала снова, снова и снова «Tomorrow belongs to me». Как мантру, как гениальное и красивое вокально-музыкальное произведение. Гармоничное и прекрасное. Сильное и восхитительное. И это не потому, что я идейный приверженец фашизма. А потому, что это — песня силы. А сила мне нужна для того, чтобы жить в сегодняшнем мире. Вот и все. 

В словоряде песни есть такая строчка:
The Rhine gives it’s gold to the sea…
(Рейн несет свое золото в море).

Это непосредственная отсылка к вагнеровской опере «Золото Рейна». 
Я терпеть не могу Вагнера! Чисто физически мне трудно выдержать его музыкальный пафос. Выяснилось это обстоятельство удивительным образом, во время моей беременности. Тогда, 7 лет назад, я по утрам включала 10-часовую сборку классической музыки в режиме shuffle, чтобы каждый раз звучала разная последовательность музыкальных отрывков, и ложилась досыпать под красивую и гармоничную «колыбельную». Так вот, каждый раз, когда в колонках начинал грохотать Вагнер, я просыпалась в ужасе, и мой еще не родившийся ребенок подпрыгивал тоже. Пары опытов мне хватило, Вагнер был насильственно удален из плейлиста, и больше никто не мешал нам наслаждаться безмолвными гармониями сфер Моцарта, Вивальди и Баха. Известный факт, что Вагнера очень любили многие фашистские бонзы. Находили в его операх воплощение арийского духа. И это не случайно. Но я настоятельно не рекомендую беременным слушать его произведения. Иначе есть реальный шанс поднять будущему ребенку уровень тестостерона в крови. А это не полезно, особенно если будущий ребенок — девочка.

Попытка суммировать ощущения…: 2 комментария

  1. Дай миллиончик, ну дай миллиончик, ну что тебе стоит… (копирайт ильф-петров)
    И тоже нешутка, однако… :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *