Слушаю колоссально много музыки. Плейлист на работе зашкалил за 10 гигабайт, там больше тысячи песен разных авторов. Уже можно делать выводы. Вы пробовали когда — нибудь определять солнечный знак исполнителя по голосу? Хотя бы приблизительно. Интереснейшее занятие! Самая голосистая в моем списке это молодая Жанна Агузарова, солоРак. Это — нечто вообще нечеловеческое, это стихия — такая чистота и сила звука. И доброта, и смех, и лазурь, и серебряные трубы. Удивительная была певица, непревзойденная никем. На момент своего появления на сцене — единственная рок -исполнительница, достойная упоминания. Жаль, что сломалась и вся вышла вон…
Я это к чему вообще веду. А к тому, что поют люди по-разному. Очень по-разному. Вот, к примеру, Дмитрий Ревякин, из Калинова Моста. Водолей, автор и исполнитель собственных текстов. Что вообще характерно для певцов-водолеев? Текст. И текст, как правило, очень «навороченный». И плюс к этому – характерная водолеева чисто человеческая интонация. Примеры? Чиж (Cергей Чиграков), Ревякин, я уже молчу про Высоцкого. Никто ведь не назовет водолея чисто классическим певцом. Шероховатость музыки, которая порой не поспевает за текстом. Мелодизм, но вторичный по отношению к содержанию песни. Сила слова прежде всего.
Вот одна из моих любимых песен Моста.
Все, что осень нагадала,
Не сбылось, ты так и знай.
Колыбель в ночи качалась,
Для кого забава, мне же через край.
Как настигли дни лихие
Темя хрупкое клевать.
Поделитесь, братцы, силой —
Отстоять дозоры, преломить хлеба.
Год стремительно промчался,
В пыль прочитаны века,
Парень с девкой обвенчался,
Пожелтели травы, унесла покой река.
Кто там заполночь гуляет,
С непокрытой головой?
Снег в руках его не тает,
Отпусти его домой!
В небеса тропой морозной
Невесомой, неземной,
Понесется росчерк грозный —
Отпусти его домой!
Все, что осень нагадала,
Не сбылось, ты так и знай.
Колыбель в ночи качалась,
Для кого забава, мне же через край.
Вокал у водолеев своеобразный. Ни с кем не перепутаешь. Да тот же Дима Маликов, вроде безголосый парень, но что-то в его песнях заставляет вслушиваться и слышать. Я называю это иррациональным минорным крючком. Я не музыкант и не знаю нот. Но слышу эту «цеплялку», эту грусть, и люблю ее. Cлезолеева взгрустнушка. Больше так никто не умеет, это чисто отличительная фишка знака. Вообще о музыке могу писать долго, приводить цитаты из любимых песен, шаманить и зачаровывать. Музыка человеческая, что же ты делаешь со мной… Из последних открытий – Сплин. Группа, набирающая высоту за высотой. Хотя первый их альбом надолго отвратил меня провокационными кровожадными строчками:
Девочка с глазами из самого синего льда
Тает под огнем пулемета.
Но, слава богу, этот этап прошел. Тексты у них стали осмысленные, более того, оказывается, можно спеть стихи Маяковского, представляете? Получилась одна из самых сильных по ощущениям песен, которые я выслушала за свою 34 летнюю жизнь. Называется «Маяк», альбом «Раздвоение личности».
Дым табачный воздух выел
Комната видна в крученыховском аде
Помнишь за этим окном впервые
Руки твои исступленно гладил
Сегоня сидишь, вновь сердце в железе
День еще, выгонишь, может быть изругав
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав…
Силища! Вот интересно, кто Александр Васильев, солист Сплина, по Солнышку?
Отдельно можно беседовать о Стрельцах-исполнителях. Эпохи и глыбы рок-музыки – Макаревич и Гребенщиков. Уже можно больше ничего не говорить, уже все понятно – это голоса поколения. Это гуру, монстры, проповедники и проводники силы. Я пасую, я снимаю шляпу и кланяюсь низко. Респект. Может быть в другой раз. Слишком долго придется распинаться. Может, кто-нибудь добавит и дополнит.
А со мной снова Сплин.
…На площади полки,
Темно в конце строки
И в телефонной трубке,
как и много лет cпустя – одни гудки.
И где-то хлопнет дверь.
И дрогнут провода.
Привет! Мы будем счастливы теперь.
И навсегда…
1 сентября 2007 года.
A pro Juru Shatunova opyat’ni slowa!
Теперь и я понял. У меня шероховатости в чтении стихов.
В мире том, где правит бесконечность,
Наконец-то мы поймём, кто же мы есть.
Буду ждать тебя на первом перекрёстке,
Ты меня узнаешь, а пока я здесь.
Спасибо! Подождем, да.
Слово про Шатунова: по словам очевидцев, он поет все те же песни в тех же драных джинсах. Некоторые вещи не меняются.
Это та же идиосинкразия, что и перед математикой, видимо :)